Правовое регулирование обучения на родных языках и изучения родных языков

  Согласно статье 14 федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» граждане России имеют право на получение дошкольного, начального (1-4 классы) и основного общего (5-9 классы) образования на  родных  языках,  а  также  право на изучение родных языков (1-11 классы) в пределах  возможностей,  предоставляемых  системой  образования.

На основе свободного, добровольного, информированного выбора языка преподавания и изучения каждая образовательная организация локальными нормативными актами определяет язык, языки образования на учебный год.

В соответствии со статьей 10 Конституции Республики Крым от 11.04.2015 государственными языками в Республике Крым являются русский, украинский и крымскотатарский. Статья 19 Конституции Республики Крым регламентирует право каждого гражданина на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым» реализация прав граждан на обучение на родном языке и изучение родных языков обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральным и государственными образовательными стандартами.

Обучение на украинском и крымскотатарском языках, а также изучение родных языков осуществляется в образовательных организациях на основании заявления родителей (законных представителей).

Вопросы обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями, как в рамках освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС, так и за его пределами, должны быть урегулированы на уровне образовательной организации локальным актом в соответствии с нормой, закрепленной в п.2 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 18.07.2016 № 870.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся и может использоваться для увеличения количества часов на изучение отдельных предметов, в том числе родных языков, организацию курсов по выбору, элективных курсов при наличии заявлений родителей, материально-технического, учебно-методического и кадрового обеспечения.

Согласно пункту 10.4. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

C 1 января 2016 года вступили в силу изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которым «количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы». Таким образом, из санитарных правил исключен норматив, устанавливающий обязательное наличие в классе не более 25 учеников.

На основании раздела пункта 27 II Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

В соответствии с пунктом 25 вышеуказанного типового положения количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.